• Русский
  • English (UK)
Нерюнгринский улус (район)
Нерюнгринский улус ГП «Поселок Беркакит» ГП «Поселок Чульман» ГП «Поселок Хани» СП «Село Иенгра» ГП «Город Нерюнгри» ГП «Поселок Серебряный Бор» ГП «Поселок Золотинка»
  • Дата образования: 6 ноября 1975г.
  • Территория: 98,9 тыс.км2
  • Численность населения на 2002г.: 89000 чел
  • Расстояние от г.Нерюнгри до г.Якутск: 818 км

Нерюнгринский район находится в южной части Республики Саха (Якутия) и является, своего рода, южными воротами Якутии. Площадь территории составляет 98,9 тыс. кв. км. Столица – город Нерюнгри. Находится на правом берегу р. Чульман в 70 км от его впадения в р. Тимптон. Расположен на северных отрогах Станового хребта с абсолютными высотами 800-850 метров. Географическое положение определяется 56° 40 северной широты и 124° 10 восточной долготы.
Разница во времени:

  • Гринвич +10 часов;
  • Москва +6 часов;
  • Якутск 0 часов.

 

Дата образования

6 ноября 1975 г.

Площадь территории

98,9 тыс. кв.км.

Расстояния от административного центра до г. Якутск

  • Наземным путем
  • Воздушным путем

 

818 км.
670 км.

 


История
История возникновения города тесно связана с изучением и освоением Южной Якутии формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Первые сведения об этой территории были получены в середине XVII в. после походов русских землепроходцев В. Пояркова – 1643 г. и Е. Хабарова – 1667 г. С начала XIX века начинается исследование Южной Якутии экспедициями организованными Географическим обществом, Российской Академией Наук и Министерством путей сообщения (А.Эрман 1829 г., М.Злобин 1831 г., А.Ф. Миддендорф 1843-1844 гг., Н. Г. Меглицкий 1849-1852 гг., С.А. Подьяконов, А.А. Левицкий 1896-1898 гг., Э.Э. Аннерт 1902-1906 гг., С.А. Васильев, П.В. Оленин 1910-1911 гг., В.А. Зверев 1912 г., Е.К. Ниткевич-Волчасский 1915 г.).

Начало освоения района относится к 1891-1892 г.г. когда в бассейнах рек Сутама и Тимптона Верхнеамурской золотопромышленной компанией был организован ряд приисков. Добыча золота шла до 1911 года. Тогда в верховьях Тимптона и Сутама и их притоках насчитывалось до 80 приисков на которых сезонно проживало до 3,5 тыс. старателей.

Местное население – эвенки работали проводниками занимались перевозкой грузов. К 1911 г. в связи с выработкой богатых россыпей жизнь на приисках идет на спад. Население уменьшается до 330 человек. Продолжал работать только прииск Лебединый. Уже к 1916 году был построен колесный тракт Рухлово-Якут длиной 293 км и был сделан подход к прииску Лебединый – 47,5 км. На север от Якута до реки Чульман была пройдена 10-саженная просека которая служила зимником и должна была положить начало освоению северных районов.

С открытием в 1923 году золота на Алдане начался массовый поток людей на ключ Незаметный. Встал вопрос о строительстве постоянно действующей дороги которая бы связывала золотой Алдан с Амурской железной дорогой. Для этого в 1925 году начинается строительство Амуро-Якутской магистрали. За пять лет пройдено свыше 700 километров пути. В 1929 году начался пропуск первых автомашин от Невера до Чульмана а в 1930 году – до Алдана.

Постоянная эксплуатация дороги повлекла за собой постройку вдоль всей трассы будок которые выполняли функции обслуживания закрепленных за ними участков дороги и роль заезжих домов. В каждой будке проживала семья из двух-четырех человек: На всем протяжении трассы от Невера до Алдана их насчитывалось до 40.

С таких будок начинались поселки Нагорный, Золотинка, Чульман, Хатыми. Чульман к тому же являлся своеобразным контрольно-пропускным пунктом, в задачу которого входило регулирование движения многочисленных потоков людей на алданские прииски и борьба с контрабандистами.

29 декабря 1926 года был создан Тимптонский улус с центром на станции Якут в 1927 году центр переносится в поселок Нагорный. 5 мая 1930 года улус реорганизуется в район с подчинением Совету Министров ЯАССР а на основании Указа Президиума ВС РСФСР от 25.09.43 г. районный центр переносится в Чульман. По данным Госплана ЯАССР на 1 января 1940 года в районе проживало 7153 человека.

При строительстве Амуро-Якутской автомагистрали в районе будки «Пионер» в 12 километрах выше Чульмана дорожниками были вскрыты пласты каменного угля. В 1936 году трест «АЯМзолототранс» закладывает первую штольню которая поставляет уголь для местных нужд. Дальнейшая история района непосредственно связана с развитием геолого-разведочных работ направленных на поиск и разведку угольных месторождений.

Планомерные работы по углю начинаются с организации в 1950 году Чульманской геологоразведочной партии Читинского геологического управления под руководством Н. С. Куклина. С января 1952 года на базе Эвотинской Чульманской и АЯМской геологоразведочных партий создается Южно-Якутская комплексная экспедиция с местом пребывания в поселке Чульман.

К этим годам относится открытие Нерюнгринского месторождения каменного угля. Сначала в 1951 году Г.Ю. Лагздина и О.А. Трещалова открывают пласт «Пятиметровый» затем в 1952 году Л.М. Минкиным был обнаружен пласт «Мощный». Параллельно экспедицией ведутся работы по поиску месторождений железа золота флюсов и огнеупоров.

Непосредственно историю г. Нерюнгри как населенного пункта можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период с 1952 по 1962 год когда создается Нерюнгринская геолого-разведочная партия и проводится детальная разведка Нерюнгринского месторождения и подсчет запасов угля. В это время в устье реки Нерюнгри появляются первые палатки ставшие основой будущего поселка.

Второй этап связан с началом промышленного освоения месторождения. Еще в 1953 году в связи с переводом на угольное топливо Якокутской ТЭЦ на базе Чульмаканского месторождения открылся участок Угольный Куранахского прииска выросший в поселок шахтеров с населением в 500 человек.

На базе рудника Угольного создается предприятие – шахта «Чульманская» С 1962 года коллективом эксплуатационников и строителей шахты «Чульманская» начинаются вестись подготовительные работы по освоению Нерюнгринского месторождения. Это связано с увеличением потребности в угольном топливе промышленности Алданского района. С введением в эксплуатацию 15.01.63 г. Чульманской ГРЭС шахта «Чульманская» не может в полной мере удовлетворить ее запросы.

3 сентября 1963 года с Угольного в п. Нерюнгри направляется колонна из 9-ти бульдозеров и бригада рабочих. Образуется участок «Нерюнгра». К концу 1964 года на восточном участке пласта «Мощный» был поднят первый ковш угля который отгружают в основном на Чульманскую ГРЭС. Таким образом, стал функционировать микроразрез «Нерюнгринский». С 1967 г. в поселке появляются 2-х этажные жилые дома, очистные сооружения, котельная, автогараж, больница, школа, магазин, столовая, пекарня, высоковольтная линия электропередачи Чульман-Нерюнгри.

В феврале 1972 г. на основании Указа Президиума ВС ЯАССР образуется Нерюнгринский поселковый Совет с центром в п. Нерюнгри. Строительство БАМа и начало формирования Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса открывают третий этап развития Нерюнгри продолжающийся и в настоящее время.

Для осуществления строительства Южно-Якутского угольного комплекса в октябре 1974 г. создается комбинат «Якутуглестрой». 31 декабря 1974 года принимаются в эксплуатацию законченные объекты разреза «Нерюнгринский» а в октябре 1978 года со станции Угольная по Малому БАМу ушел первый эшелон Нерюнгринского угля.

15 июня 1975 г. в семи километрах от поселка силами комбината «Якутуглестрой» начинается строительство нового города а 6 ноября этого же года Указом Президиума ВС РСФСР рабочий поселок Нерюнгри преобразован в город республиканского подчинения.

Особенность города – большой размах строительства. Первые кварталы застраиваются деревянными двухэтажными домами в конце 1980 года заселяется первый дом из панелей Нерюнгринского завода КПДС. Этим положено начало каменной застройки города. В 1985 году появляются первые девятиэтажные дома.

К 1995 году город сохраняет свой производственный потенциал и стабильность. По объему производства промышленной продукции прочно занимает второе место в республике.

Транспортная схема
Нерюнгринский район обладает наиболее развитой транспортной инфраструктурой республики. Географическое положение и специфика экономической специализации района обусловили высокий уровень развития железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.

Столица района находится на юге Якутии, на расстоянии 1,5 часов полета из Якутска, являясь важным пунктом железнодорожной линии, ответвляющейся от БАМа, и важным транзитным пунктом федеральной автодороги М56 «Лена» Невер-Якутск.

Расстояние до г. Якутска – столицы Республики Саха (Якутия) составляет:
  • наземным путем – 818 километров;
  • воздушным путем – 670 километров.
Расстояние до ближайших городов по карте (автодороге), км.

 

Город

Направление

Расстояние

Тында

Ю

180 (228)

Алдан

С

216 (284)

Томмот

С

263 (357)

Сковородино

Ю

313 (403)

Зея

ЮВ

366 (...)

 

Наслеги Якутии

счетчик ya1.ru  

Copyright © 2017. Сайт "Наслеги Якутии". Powered by sakhanaslegy.ru